Baltic Forest Hiking - Žemaitija

Этнографический регион Жемайтия

Through Žemaitija Upland

Dengtiltis – Kurtuvėnai – Šaukėnai – Gaulėnai – Pavandenė – Biržuvėnai – Telšiai – Buožėnai – Plinkšės – Žemaičių Kalvarija – Paplatelė – Plateliai – Salantai – Mosėdis – Skuodas – Lithuanian/Latvian border: 276 km, 14 days.

The Forest Trail passes through Kurtuvėnai, Varniai and Salantai Regional Parks and Žemaitija National Park, presenting the natural and cultural heritage of Žemaitija ethnographic region. The Forest Trail opens a view on a hilly and wooded landscape, dotted with lakes, rivers, streams, swamps and springs. More than a half of the Žemaitija National Park area is covered in forest, mainly thick and dark fir forests and natural, old coniferous and mixed forests, while the open areas feature meadows. Forests and hills conceal what once was human settlements and castle-mounds. The forest trail passes through the unique villages and towns of Žemaitija where people have preserved their dialect, customs and traditional holidays (Shrove Tuesday, Midsummer Night).

Pageluvioežerynotaku RūtaAntanavičiūtėphoto

E73-й этап. Dengtiltis – Kurtuvėnai.

По Куртувенайскому региональному парку

Куртувенайский региональный парк – одна из самых лесистых местностей средней части Литвы с чёткими, сформированными ледником формами рельефа, простирающимися по восточной части Жемайтской возвышенности между Вентой и Дубисой. Из Денгтилтиса Лесная тропа по узким лесным дорожкам ведёт на Кельмеское шоссе (№ 2106), немного продвигается в северо-восточном направлении и через 0,4 км поворачивает налево. Затем маршрут петляет по лесным тропа в направлении Пагелувиса и озера Гелува. Описав петлю вокруг озёр Гелува, Барсукинас и Дубукас, Лесная тропа уходит в западном и северо-западном направлении, по виадуку пересекает магистральное шоссе А12 и далее по открытой местности, через небольшие деревни ведёт вдоль водоёма Дамба, затем поворачивает на улицу Ужтванкос. С западной стороны водоёма располагается городок Куртувенай. По главной улице П. Вишинскё Лесная тропа достигает конечной точки этапа.

lieptasprieJuodlėsežero RūtaAntanavičiūtėphot

E74-й этап. Kurtuvėnai – Šaukėnai.

Чудеса природы в Куртувенайском региональном парке

По узким лесным тропинкам и небольшим дорожкам Лесная тропа проходит через Куртувенайский региональный парк, по территории которого проложены познавательные тропы. Миновав Куртувенай, маршрут пролегает по красивой аллее деревьев и приблизительно через 1 км, повернув налево, продолжает петлять между водоёмами для разведения рыбы и небольшими заросшими луговыми растениями холмами, пока снова не исчезнет в лесу. Лесная тропа по дуге огибает деревню Вайнагяй, по деревянным мосткам проводит через водно-болотное угодье и выводит к городищу, с которого открывается панорама озера Вайнагяй. Затем на протяжении 4 км до Шаукенай Лесная тропа петляет по лесной дорожке, а на подходе к городку Шаукенай огибает озеро Юодле по северо-восточному побережью. В городке Шаукенай тропа пролегает по улице Юодлес.

IMG 0656

M75-й этап. Šaukėnai – Gaulėnai.

В сердце Жемайтской возвышенности

Из центра городка Шаукенай по улице Лайсвес Лесная тропа достигает Кельмеского шоссе (№ 2103), поворачивает направо в северном направлении, а через 2,2 км на шоссе № 215 – налево, пролегая по шоссе Рамучяй–Ужвентис (№ 159). Через 3,5 км Лесная тропа поворачивает вправо в деревню Берженай, где проходит по улицам Лепу и Дегснес. Миновав Берженай, тропа ещё чуть более 14 км петляет по окрестным полям и лесам. Возле шоссе Рамучяй–Луоке (№ 2111), Лесная тропа поворачивает налево и через 3,6 км достигает конечной точки этапа.

Šatrijospiliakalnis SigitasKazlauskasphoto2

M76-й этап. Gaulėnai – Pavandenė.

Там, где собирались ведьмы Жемайтии

На данном этапе Лесной тропы находится одна из самых высоких точек Жемайтской возвышенности и один из красивейших холмов Жемайтии – городище Шатрия. Шатрию нередко называют королевой литовских гор, так как её высота достигает 228 м. По Жемайтской возвышенности петляет немало небольших троп и дорожек, то поднимающихся на холм, то ведущих под гору. Первые 2,4 км Лесная тропа проходит по шоссе Рамучяй–Луоке (№ 2111), затем сворачивает налево на юг, образуя дугу через гору Шатрия. Приблизительно через 2 км от Шатрии Лесная тропа вливается в Ужместис, где снова поворачивает налево на юг и около 10 км проходит по шоссе Луоке–Ужвентис (№ 2114). Затем тропа уходит вправо в юго-западном направлении и почти через 7 км достигает центра Павандяне. На протяжении всего пути широкие луга и долины сменяются небольшими лесочками и группами сосенок, что позволяет любоваться напоминающим мозаику прекрасным ландшафтом.

Sprūdėspiliakalnis SigitasKazlauskasphoto

E77-й этап. Pavandenė – Biržuvėnai.

По Варняйскому региональному парку

Из городка Павандяне Лесная тропа идёт в северо-западном направлении по шоссе № 4609, через 7,5 км поворачивает направо и огибает дугой длиной 4 км небольшой лесок, в котором скрывается Балтежерис. Неподалёку от Куршай Лесная тропа пересекает шоссе Луоке–Янаполе (№ 4611), спускается в долину реки Вирвите, проходит через деревню Бальтининкай и снова пересекает столь любимую туристами реку Вирвите. Приблизительно через 5 км, пролегая по правому берегу Вирвите, достигает деревни Биржувенай. Путешествуя по этому этапу Лесной тропы можно полюбоваться холмистым ландшафтом Варняйского регионального парка.

Masčioežeropakrantė SigitasKazlauskasphoto2

E78-й этап. Biržuvėnai – Telšiai.

Путешествие в столицу Жемайтии – Тельшяй

Покинув Биржувенай, Лесная тропа 3 км ведёт по лесу Биржувенай. Затем на протяжении 1 км до деревни Рудупяй пролегает вдоль шоссе Луоке-Вешвенай (№ 4605) и сворачивает направо в северо-северо-западном направлении. Далее 11 км маршрут проходит по сельской дорожке до Райняй. Миновав Райняй, около 3 км до самого города Тельшяй пролегает по пешеходной и велосипедной дорожке, затем сливается с ул. Кауно и по ней петляет до берега озера Мастис. Затем проходит через парк, где с горы Заксас открывается прекрасная панорама озера Мастис. Описав небольшую дугу вдоль бухты озера Мастис, маршрут Лесной тропы достигает конечной точки этапа.

IMG 0905

E79-й этап. Telšiai – Buožėnai.

По ландшафтному заповеднику Германто

Лесная тропа петляет по пешеходной и велосипедной дорожке вдоль северного берега озера Мастис и сворачивает на запад по улицам Эжеро, Л. Гирос и Плунгес. Удалившись приблизительно на 2,5 км от озера, маршрут поворачивает налево на юго-запад и пролегает по шоссе № 4606 в направлении Леплауке. Через 2,1 км, неподалёку от деревни Ужгиряй, тропа сворачивает направо на север и по небольшим лесным дорожкам проходит по территории ландшафтного заповедника Германто до самого озера Германтас. Здесь тропа сворачивает направо и по улице Й. Перковскё выводит на улицу Плунгес. Повернув налево, Лесная тропа пересекает железнодорожную ветку, на перекрёстке с круговым движением уходит вправо (на ул. Маргюку), затем сворачивает налево (ул. Шилялё), пересекает шоссе А11 и через 5 км выводит к деревне Буоженай.

Plinkšiųdvarasirežeras SigitasKazlauskasphoto

E80-й этап. Buožėnai – Plinkšės.

По полигону биосферы леса Плинкшес

Миновав Буоженай, Лесная тропа петляет на протяжении 5 км до пересечения с шоссе Седа–Гаудикайчяй (№ 161) и через 2 км входит в городок Гадунавас. Затем ведёт на север и через 2,5 км достигает леса Памаркия. Затем на протяжении 7 км маршрут пролегает по территории полигона биосферы леса Плинкшес, входит в деревню Плинкшес, а через 2 км достигает конечной точки этапа. Путешествуя по этому этапу Лесной тропы, можно полюбоваться ландшафтом северной части Жемайтской возвышенности.

ŽemaičiųKalvarijoskryžiauskeliokoplyčios Sigi

E81-й этап. Plinkšės – Žemaičių Kalvarija.

Узнать цель путешествия пилигримов

Миновав лес Плинкшес, Лесная тропа ведёт на запад, пересекает небольшой лесок и через 2 км выходит на шоссе Седа–Гаудикайчяй (№ 161). В 1,8 км от упомянутого шоссе маршрут сворачивает налево на юг и следующие 7,4 км проходит среди обрабатываемых земель и через большой участок леса, затем сворачивает направо на запад в направлении деревни Бертуляй. Ещё через 3,8 км Лесная тропа пересекает шоссе Седа–Плунге (№ 164), откуда с окрестных холмов видна цель путешествия пилигримов – башни костёла Жемайтской Калварии. Перед самым городком маршрут пересекает границу Жемайтийского национального парка.

Paplatelėspažintinistakas SigitasKazlauskasph

M82-й этап. Žemaičių Kalvarija – Paplatelė.

По прекрасным холмам Жемайтской возвышенности

Лесная тропа из городка Жемайтская Калвария выходит по улицам Пагардинё, Алседжю и Плателю. Приблизительно на протяжении 6,5 км от центра городка маршрут петляет по живописному шоссе (№ 3210), окружённому холмами, и выходит на автомобильную стоянку рядом с археологическим комплексом Гегренай, возле которой тропа сворачивает налево на юг и ведёт по тропам городищ Гегренай. Миновав лес, Лесная тропа пролегает по улице Эжеро, вскоре пересекает улицу Дваро, сворачивает на улицу Паэжерес и через 5 км выходит на шоссе Жемайтская Калвария (№ 2302). Здесь маршрут уходит влево и пролегает по пешеходной и велосипедной дорожке на протяжении 1,7 км до перекрёстка с улицей Плокштинес, где поворачивает направо на юг и через 1,8 км выходит к деревне Паплателе. Этот отрезок проходит по территории Жемайтийского национального парка и знакомит с ландшафтом и природным разнообразием северо-западной части Жемайтской возвышенности.

GaudupiopelkėŠeirėstake RūtaAntanavičiūtėphoto

E83-й этап. Paplatelė – Plateliai.

Среди крупнейших озёр Жемайтийского национального парка

Первые 3,5 км Лесная тропа ведёт через красивейшие хвойные леса. До Музея холодной войны тропа совпадает с познавательной тропой Плокштине, а 5 км от музея – с пешеходной и велосипедной дорожкой Плокштине. У шоссе № 3202 (улица Малуно) маршрут сворачивает налево на юго-запад и сразу, через 0,3 км, направо на юго-юго-запад.    Приблизительно через 0,5 км выходит на улицу Ильгё эжеро. Затем на протяжении 5,5 км маршрут делает широкий круг вокруг озёр Ильгис и Бержорас, пока не выведет к деревне Бержорас. Через 2 км по улице Плунге Лесная тропа приводит в центр Плателяй и делает ещё один круг по улице Эжеро до познавательной тропы Шейре, открывая живописный ландшафт. Далее по улицам Эжеро, Науёйи и Жямайчю Калвариёс возвращается в центр города.

SalantųŠvčMergelėsMarijosėmimoįdangųbažnyčia

E84-й этап. Plateliai – Salantai.

В направлении Приморской низменности

Лесная тропа на протяжении 6 км проходит по бровке шоссе Плателяй–Салантай (№ 2302). На этом этапе маршрут спускается вниз по западной части Жемайтской возвышенности. Во время путешествия в направлении Приморской низменности открывается красивейшая панорама ландшафта. В центре деревни Гинталишке Лесная тропа уходит налево на юго-запад и 2,4 км петляет по шоссе № 3216, затем сворачивает направо на запад, где пересекает крупнейший на этом этапе лесной массив.  В советские времена здесь находилась ракетная база, что доказывает выложенная бетонными плитами дорога.  Затем маршрут совпадает с шоссе Плунге–Салантай (№ 169) и через 1,4 км уходит влево. До города Салантай тропа петляет по небольшой дорожке, а к центру города ведёт по улицам Жемайтес и М. Валанчяус. Начало маршрута – Жемайтийский национальный парк, окончание – Салантайский региональный парк.

Salantųmiestoparkas RūtaAntanavičiūtėphoto3

E85-й этап. Salantai – Mosėdis.

Через Салантайский региональный парк

Из городка Салантай Лесная тропа выбирается по улицам М. Валанчяус, Падваралё и Илгая. За 100 м до шоссе № 169 маршрут уходит влево на сельскую дорожку и через 3,5 км достигает улицы Эрлос, где сворачивает налево на запад. Ещё через 0,4 км уходит вправо на север и выводит в деревню Шатраминяй, где поворачивает направо на юго-запад, через 2,9 км пересекает шоссе Салантай–Скуодас (№ 169) и в Шаукляй уходит влево на север. Через 3,8 км достигает конечной точки данного этапа – Моседиса. Большая часть этапа, кроме участка в окрестностях Шатраминяй, пролегает по территории Салантайского регионального парка.

IMG 1068

E86-й этап. Mosėdis – Skuodas.

В Скуодас, город у литовско-латвийской границы

Из городка Моседис по улицам Саланту и Скуодо Лесная тропа петляет в направлении Скуодаса и чуть менее чем через 8 км выходит на шоссе Салантай–Скуодас (№ 169). Далее маршрут пролегает среди обрабатываемых земель. Ландшафт меняется после входа в долину реки Бартувы. 0,5 км маршрут проходит по шоссе Салантай–Скуодас, затем сворачивает налево и на протяжении 6,7 км петляет по небольшим сельским дорожкам до прибытия в Скуодас. Далее проходит по улицам Кретингос, Лайсвес и Крантинес, пересекает Скуодасский парк и по улицам Гедимино, Витауто и Й. Басанавичяус (шоссе № 169) подходит к литовско-латвийской границе – конечной точке этапа.